Тема: Форма М29
Надіслано Технарь November 18 2013 20:23
#1
Портал сметчиков
Добрый вечер! Подскажите пожалуйста, государственное предприятие, работы выполняются хозспособом, кру требует списание формы М29 по объектам. Имеют ли они право требовать м29?
Надіслано Valentin November 18 2013 22:27
#2
Портал сметчиков
М29 = внутренний документ предприятия - списание ТМЦ из-подотчета материально ответственных лиц.
К закупке товаров и услуг, которые контролирует КРУ никакого отношения не имеет.
Заказчик платит деньги за материалы только по ведомости ресурсов.
ВОПРОС КО ВСЕМ Пострадавшим:
а вы не пробовали перед КРУ расстелить свое постельное белье?????
а вы не пробовали позвонить на горячую линию ГоловКру Украины о незаконных вымогах инспекторов???
а вы не читали инструкцию, разработанную именно для КРУ-шников:
что проверять,
как и
на основании каких нормативных актов Украины ( есть в загрузках).
а вы не пробовали послать ваших визитеров на три буквы типа МИР или КРУ?????
======
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ОТЧЕТА НАЧАЛЬНИКА СТРОИТЕЛЬНОГО УЧАСТКА (ПРОИЗВОДИТЕЛЯ РАБОТ) О РАСХОДЕ ОСНОВНЫХ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ В СОПОСТАВЛЕНИИ С РАСХОДОМ, ОПРЕДЕЛЕННЫМ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ НОРМАМ, ПО ФОРМЕ № М-29'
[spoiler]Утверждена ЦСУ СССР 24 ноября 1982 г. № 613 Общие положения
1. Отчет по форме № М-29 служит основанием для списания материалов на себестоимость строительно-монтажных работ и сопоставления фактического расхода строительных материалов на выполненные строительные и монтажные работы с расходом, определенным по производственным нормам.
2. Отчет по форме № М-29 открывается отдельно на каждый объект строительства и ведется начальником участка (прорабом) в течение года с применением необходимого количества вкладных листов.
Объектом строительства является каждое отдельно стоящее здание или сооружение (со всем относящимся к нему оборудованием, инструментом и инвентарем, галереями, эстакадами, внутренними сетями водоснабжения канализации, газопроводов, теплопроводов, электроснабжения, радиофикации, подсобными и вспомогательными надворными постройками, благоустройством и другими работами и затратами), на строительство, реконструкцию или расширение которого должны быть составлены отдельный проект и смета.
В том случае, если на объекте работают несколько прорабов (мастеров), то отчет по форме № М-29 составляется старшим прорабом (начальником участка).
Отчет по форме № М-29 состоит из двух разделов: I раздел «Нормативная потребность в материалах и объемы выполненных работ» и II раздел «Сопоставление фактического расхода основных материалов с расходом, определенным по производственным нормам». В I разделе приводятся данные об объемах строительно-монтажных работ и нормативной потребности основных строительных материалов, а во II разделе производится сопоставление фактического расхода основных материалов с расходом, определенным по производственным нормам.
При этом, перечень основных материалов (конструкций и изделий), по которым показывается расход по нормам, разрабатывается строительной организацией и утверждается трестом или соответствующей вышестоящей организацией.
Данные раздела I о нормативной потребности в материалах заполняются производственно-техническим отделом (ПТО) строительной организации перед началом строительства объекта, данные I раздела о выполненных объемах работ и раздела II о расходе материалов заполняются прорабом.
Количество материалов, списываемых на себестоимость строительно-монтажных работ, указывается начальником или главным инженером строительной организации (СМУ, СУ, ПМК, ОКС, РСУ и т. п.).
Если прораб в отчетном месяце допустил перерасход материалов, то он вместе с отчетом представляет в ПТО объяснительную записку о причинах перерасхода по установленной форме.
3. Для проверки отчет ежемесячно представляется в ПТО и бухгалтерию строительной организации в установленные сроки.
При этом ПТО должен иметь дубликат отчета по форме № М-29 по каждому объекту, куда ежемесячно должны переноситься данные из отчетов прорабов о фактическом расходе и расходе, определенном по производственным нормам.
Одновременно утратила силу Инструкция о порядке составления ежемесячного отчета начальника строительного участка (производителя работ) о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с производственными нормами по форме № М-29, утвержденная ЦСУ СССР 27 июля 1960 г. (см. с. 159—162 выпуск 8).
После проверки отчета по форме № М-29 за соответствующий месяц утверждается начальником строительной организации и не позднее чем через 3—4 дня возвращается прорабу для последующего заполнения.
4. Отчет по форме № М-29 составляется на основании:
4.1. Данных о выполненных объемах строительно-монтажных работ в натуральном выражении, взятых из формы первичного учета по капитальному строительству № КС-6 «Журнал учета выполненных работ»;
4.2. Утвержденных производственных норм расхода материалов на единицу измерения объема конструктивного элемента или вида работ, подразделяющихся на:
общие производственные нормы расхода материалов (ОПНРМ) в строительстве, которые рекомендованы Госстроем СССР для применения во всех министерствах и ведомствах, осуществляющих капитальное строительство;
ведомственные производственные нормы расхода материалов, применяемые во всех или группе строительно-монтажных организаций данного министерства (ведомства) и не входящие в состав общих производственных норм;
местные производственные нормы расхода материалов, используемые только в отдельной строительно-монтажной организации и не входящие в состав ведомственных и общих производственных норм;
4.3. Первичных документов по учету материалов:
лимитно-заборных карт, товарно-транспортных накладных, требований и т. п.
5. Для контроля за поставкой материалов и конструкций на объекты строительства прораб (мастер) должен иметь экземпляр комплектовочной карты, которая составляется ПТО строительной организации на каждый объект в отдельности в трех экземплярах. Второй экземпляр карты передается управлению производственно-технологической комплектации (УПТК) или другой снабженческой организации и третий остается в ПТО.
В комплектовочной карте приводятся данные об общей потребности основных материалов, изделий и конструкций для строительства объекта, данные о поставке этих материалов и изделий по плану и фактически за год в целом и по месяцам и остаток на конец года (образец комплектовочной карты прилагается).
Комплектовочная карта заполняется по видам материалов (бетон и железобетонные изделия, стеновые материалы, столярные изделия, кровельные материалы и т. п.) и по видам работ (инженерные сети, фундаменты, кирпичная кладка, монтаж панелей, столярные, плотничные, отделочные работы и т. п.).
При этом отдельные виды материалов и изделий могут указываться дробью в двух единицах измерения. Например, сборные железобетонные конструкции и изделия — в кубических метрах и штуках.
Поставка материалов для строительства временных зданий и сооружений и работ, выполняемых за счет накладных расходов, оформляется отдельной комплектовочной картой, которая составляется ПТО строительной организации по заявке прораба в соответствии с проектом организации работ.
Графы об общей потребности основных видов материалов в комплектовочной карте заполняются на основании расчетов, сделанных ПТО строительной организации по рабочим чертежам проекта.
Количество фактически поступивших на объект материалов за месяц записывается в комплектовочную карту начальником участка (прорабом) на основании данных материального отчета по форме № М-19 и других первичных документов, а в экземпляре, находящемся в УПТК, — на основании отгрузочных документов.
- Сверка данных о поставке материалов и изделий во всех трех экземплярах комплектовочной карты производится ежеквартально.
В случае, если нормативная потребность (лимит) материалов не обеспечивает по каким-либо причинам (переделка и ремонт некачественно выполненных работ, отклонения в связи с изменением в рабочих чертежах и т. п.) своевременного и качественного окончания работ и ввода объекта в эксплуатацию, дополнительная поставка материалов производятся по объяснительной записке прораба.
Порядок составления отчета по форме № М—29
6. В I разделе отчета «Нормативная потребность в материалах и объемы выполненных работ» графы 2, 4. 5, 6, 8 заполняются ПТО строительной организации перед началом строительства объекта, а графа 9 — только по переходящим объектам в начале года.
Графа 2 «Наименование видов работ, конструктивных элементов и материалов» заполняется следующим образом. Сначала записывается вид строительно-монтажных работ (земляные работы, каменные работы, устройство полов и т. п.), затем наименование конструктивного элемента с перечнем материалов, необходимых для его выполнения.
В графе 4 «Единица измерения» указываются единицы измерения конструктивного элемента и материалов, необходимых для его выполнения.
В графе 5 «Обоснование производственных норм расхода материалов» записываются номера таблиц, параграфов и сокращенное наименование сборников производственных норм, которые использует в работе данная строительная организация.
В графе 6 «Норма расхода материалов на единицу измерения работ (конструктивного элемента)» на основании соответствующих сборников производственных норм указываются нормы расхода материалов на единицу измерения строительных и монтажных работ.
Графа 8 «Объем работ и нормативная потребность материалов на весь объект» заполняется следующим образом. По каждому виду работ (конструктивному элементу) показывается физический объем строительно-монтажных работ, предусмотренный рабочими чертежами на весь строящийся объект, а по каждому виду материалов — его нормативная потребность (лимит) на соответствующий вид работ (конструктивный элемент), которая получается путем умножения нормы расхода материала (графа 6) на соответствующий объем строительно-монтажных работ (конструктивный элемент), приведенный в графе 8.
Если строительство объекта ведется более 1 года, то в графе 9 «в том числе объем фактически выполненных работ на начало отчетного года» по каждому незаконченному виду работ (конструктивному элементу) из общего объема работ на весь строящийся объект (графа 8) выделяется в том числе объем строительно-монтажных работ, фактически выполненный в предыдущих годах.
Графы с 10 по 21 заполняются прорабом непосредственно во время строительства объекта. В них отражаются объемы выполненных работ по каждому виду работ (конструктивному элементу) за соответствующий отчетный месяц и нормативный расход каждого вида материалов, рассчитанный как произведение нормы расхода материалов (графа 6) на объем выполненных работ за месяц.
Данные об объемах фактически выполненных работ определяются по данным журнала учета выполненных работ по форме № КС—6.
После окончания отчетного месяца по каждому виду материалов определяется общий нормативный расход на все работы по производственным нормам и записывается по соответствующим итоговым строкам раздела 1, который затем переносится в графы 5, 9 и т.д. раздела II.
При выявлении завышений объемов выполненных работ в форме № М—29 . должен быть исправлен объем выполненных работ за тот период, в котором обнаружены завышения, и, соответственно, уточнен расход материалов на выполненный объем работ, а ранее списанные на производство этих работ материалы должны быть отнесены под отчет материально ответственных лиц.
7. Во II разделе отчета «Сопоставление фактического расхода основных материалов с расходом, определенным по производственным нормам» указывается количество материалов, израсходованных за каждый отчетный месяц по производственным нормам и фактически, экономия или перерасход материалов и количество материалов, разрешенных к списанию на себестоимость строительно-монтажных работ.
Если строительство объекта ведется более 1 года, то во II разделе в графы «Итого на начало года» переносятся данные из граф «Всего с начала строительства» II разд. отчета за предыдущий год.
В том случае, если объект строится первый год, то в отчете по графам «Итого на начало года» ставятся прочерки.
Расход материалов за отчетный месяц, рассчитанный по производственным нормам (для заполнения граф 5, 9, 13 и т. д.) берется из итоговых данных разд. I отчета по соответствующим материалам.
Фактический расход каждого вида материалов за месяц показывается во II разд. отчета по форме № М-29 в целом по объекту на основании первичных расходных документов.
Количество израсходованных материалов, показанных в отчете по форме № М-29, должно соответствовать количеству материалов, приведенных в отчете по форме
№ М-19.
Экономия или перерасход материалов за каждый месяц определяется как разность между фактическим расходом и расходом, рассчитанным по производственным нормам, и записывается в графах 7, 11, и т.д. При этом экономия показывается со знаком минус (—), а перерасход—со знаком плюс (4-)-
По каждому случаю перерасхода материалов прораб представляет письменное объяснение по форме приложения № 3, которое прилагается к отчету.
8. Отчет по форме № М-29 подтверждается подписью начальника участка (прораба), после чего представляется в ПТО и бухгалтерию строительной организации
для проверки.
ПТО проверяет в отчете правильность определения прорабом расхода основных материалов по нормам на выполненный объем работ и объяснение прораба о причинах перерасхода материалов, если перерасход имел место в отчетном периоде, а бухгалтерия — правильность данных о фактическом расходе материалов. Результаты проверки удостоверяются подписями лиц, производящих проверку.
9. После проверки ПТО и бухгалтерией отчета и объяснительной записки прораба о причинах перерасхода руководитель строительной организации утверждает отчет и указывает (в графах 8, 12 и т.д.) количество материалов, подлежащих списанию на себестоимость строительно-монтажных работ.
В тех случаях, когда количество фактически израсходованных на производство строительно-монтажных работ основных материалов меньше количества, исчисленного по нормам, к списанию на себестоимость строительных и монтажных работ, утверждается количество фактически израсходованных материалов.
В тех случаях, когда количество фактически израсходованных на производство строительно-монтажных работ основных материалов больше количества, исчисленного по нормам, и перерасход материалов технически обоснован или вызван производственной необходимостью (например, перерасход металла при вынужденной замене арматуры на большие диаметры из-за отсутствия арматуры необходимых размеров), на себестоимость строительных и монтажных работ списывается количество материалов, разрешенное руководителем строительной организации к списанию.
Не разрешается к списанию на себестоимость строительно-монтажных работ технически необоснованный перерасход материалов (например, из-за нарушений трудовой или производственной дисциплины.).
При этом каждый случай перерасхода материалов, как технически необоснованный, так и обоснованный, должен быть тщательно рассмотрен, приняты соответствующие меры по предотвращению его в дальнейшем, а также по привлечению к ответственности в установленном порядке лиц, по вине которых допущена бесхозяйственность.
Если количество фактически израсходованных на производство строительно-монтажных работ основных материалов превышает количество, разрешенное к списанию, то руководитель строительной организации на объяснительной записке прораба о причинах перерасхода указывает, на какие бухгалтерские счета следует отнести стоимость этих материалов: на счет № 75-2 «Расчеты с дебиторами по возмещению причиненного ущерба» или на счет № 84 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей», если не принято решение о взыскании ее с виновных лиц.
На основании решения руководителя, указанном на объяснительной записке прораба, бухгалтерия вносит соответствующие исправления в данные о фактическом расходе материального отчета по форме № М-19.
По отнесенным на счет № 84 суммам перерасхода окончательное решение должно быть принято руководителем строительной организации не позднее чем в месячный срок.
10. В конце года во II разд. подсчитывается количество материалов, израсходованных и списанных на себестоимость строительно-монтажных работ, а также сэкономленных или перерасходованных за отчетный год и за период с начала строительства объекта.
11. На основе данных II разд. отчета по форме № М-29, утвержденных начальником строительной организации, строительная организация ежеквартально составляет статистический отчет по форме № 20-сн «Отчет о расходе материалов и изделий в строительстве в сравнении с производственными нормами».
[/spoiler]
Надіслано Сервер November 19 2013 13:00
#4
Портал сметчиков
С практической стороны дела – показывать или не показывать М29 работникам КРУ это вопрос Вашего руководства и бухгалтерии.
Обязанность работника ПТО своевременно составить М29 (свою часть) согласно инструкции и передать прорабу, руководству, бухгалтерии, которые выполнят свою часть работы по М29 и фактическому списанию материалов.
[spoiler]ГОЛОВНЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВІЗІЙНЕ УПРАВЛІННЯ УКРАЇНИ
ЗАТВЕРДЖЕНО
Наказ ГоловКРУ
27.02.2009 N 39
МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ
з проведення державною контрольно-ревізійною
службою ревізій використання коштів на будівництво
Правильність визначення вартості матеріальних ресурсів в актах виконаних робіт здійснюється шляхом зіставлення даних ресурсної відомості до актів приймання виконаних робіт з даними бухгалтерського обліку підрядника (Звіт про витрати основних матеріалів у будівництві у співвідношенні з виробничими нормами (форма М-29), Звіт про рух матеріальних цінностей (форма М-19), рахунками, накладними на придбання матеріалів. Якщо підрядником не ведуться форми М-29 і М-19, дані ресурсних відомостей порівнюються з довідками (актами) про витрати основних матеріалів та оборотно-сальдовими відомостями відповідних рахунків бухгалтерського обліку).
[/spoiler]
подправил bb-код
Надіслано Valentin November 19 2013 19:50
#6
Портал сметчиков
Сервер написал(а):
МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ
з проведення державною контрольно-ревізійною
службою ревізій використання коштів на будівництво
Правильність визначення вартості матеріальних ресурсів в актах виконаних робіт здійснюється шляхом зіставлення даних ресурсної відомості до актів приймання виконаних робіт з даними бухгалтерського обліку підрядника (Звіт про витрати основних матеріалів у будівництві у співвідношенні з виробничими нормами (форма М-29), Звіт про рух матеріальних цінностей (форма М-19), рахунками, накладними на придбання матеріалів. Якщо підрядником не ведуться форми М-29 і М-19, дані ресурсних відомостей порівнюються з довідками (актами) про витрати основних матеріалів та оборотно-сальдовими відомостями відповідних рахунків бухгалтерського обліку).
П 9.5.1. , о котором говорит автор поста не ссылается ни на один нормативный акт Украины.
В нем содержится только гадание на кофейной гуще:
- якщо підрядник веде облік по М29, то перевіряємо так, якщо ні, то не так!!!
А вправе ли по закону КРУ вообще пидрядныка проверять??? Если да, то наверное не по методике ГоловКру, а по Украинским законам....
Ибо если только по указке, то -это есть вмешательство в хозяйственную деятельность предприятия, о котором напоминают нам неоднократно многие статьи Уголовного Кодекса Украины.
=======================
Весь этот необоснованный бред противоречит Законам и Кодексам Украины в полном объеме.
У кого будет желание выложить подборку нормативов из Закона про Пидприемництво, про КРУ или других, связанных с предпринимательством в Украине и правом проверять исполнителей работ или продавцов товаров или услуг, сделайте, плз, пока у меня нет физического на это времени.
Появится -раскрою глаза на истину!!
Надіслано Valentin November 19 2013 23:15
#7
Портал сметчиков
Что проверяет КРУ
Функции и задачи КРУ
Согласно статье 2 Закона главной задачей контрольно-ревизионной службы в Украине является осуществление контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранностью, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов.
[spoiler]
Функциями ГлавКРУ, областных, в городах Киеве и Севастополе КРУ, а также подразделений КРУ в городах и районах в соответствии со статьей 8 и 9 Закона являются:
- проведение ревизий и проверок финансовой деятельности, состояния сохранности средств и материальных ценностей, достоверности учета и отчетности;
- проведение ревизий и проверок правильности расходования государственных средств;
- контроль над устранением недостатков и нарушений, выявленных предыдущими ревизиями и проверками;
Указанная статья Закона устанавливает, что контроль органами КРС осуществляется в форме ревизий и проверок и при этом даёт понятие ревизии и проверки. Ревизия - это метод документального контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организации, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального изобличения нехваток, растрат, присвоений и краж средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений. По результатам ревизии составляется акт. Проверка - это обследование и изучение отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций или их подразделений. Результаты проверки оформляются справкой или докладной запиской. В то же время установлено, что во всех случаях выявления нарушений нормативных актов, злоупотреблений, приписок, серьезных недостатков в ведении учета и отчетности, когда государству причинен ущерб - по результатам проверки составляется акт, а не справка.
В чем отличия между проверкой и ревизией? Пункт 1.4 Инструкции2 указывает, что ревизия предусматривает комплексное, полное и объективное изучение первичных документов. То есть, ревизия - это более систематизированная и всеобъемлющая форма контроля, чем проверка.
То, что органы КРС являются контролирующими, в этом нет сомнения. Однако здесь необходимо сделать уточнение. Они являются контролирующими в понимании Указа Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности»3 (далее-Указ). Согласно статье 5 Указа контролирующими органами являются органы государственной контрольно-ревизионной службы в пределах их компетенции. Отмеченные в этой статье контролирующие органы имеют право проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности лишь в пределах их компетенции, определенных этой статьей, относительно:
- бюджетных ссуд;
- ссуд и кредитов, гарантированных средствами бюджетов;
- целевого использования дотаций и субсидий, других бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов;
- надлежащего выполнения государственных контрактов, авансированных за счет бюджетных средств.
Статья 2 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами»4 приводит исчерпывающий перечень контролирующих органов, в котором органы КРС отсутствуют. В этой статье отмечается, что контролирующие органы (в понимании данного Закона) имеют право осуществлять проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты лишь относительно тех налогов и сборов, которые отнесены к их компетенции этой статьей. Подпунктом 2.2.2. этой же статьи установлено, что другие государственные органы (то есть не перечисленные в этой статье) не имеют права проводить проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов, в том числе и по запросам правоохранительных органов.
Отсюда сделаем заключение: органы КРС не имеют право проводить проверки, которые касаются начисления и уплаты налогов и неналоговых платежей. Что касается проверок по запросам правоохранительных органов, то к ним мы обратимся чуть ниже. А пока выясним
Что может проверить орган КРС
При проведении проверок органы КРС могут выяснять следующее (пп.3.32.6 Инструкции5):
- сколько и каких счетов открыто в учреждениях банков, проверять кассу, кассовые и банковские операции, при необходимости сверять отдельные финансовые и другие документы, которые находятся у субъекта проверки с такими же документами в учреждениях банков, и убеждаться в их идентичности и достоверности:
- состояние расчетов за отпущенную продукцию (предоставленные услуги и т.п.), обращая особое внимание на дебиторскую задолженность с продолжительным сроком её существования, осуществление мероприятий по взысканию этой задолженности;
- объем экспортных и импортных операций субъекта проверки за соответствующий период, в том числе бартерных, правильность применения цен и тарифов при осуществлении этих операций, своевременность расчетов по ним;
- факты открытия валютных счетов за границей и нахождение на них валютных средств скрытых от учета;
- В зависимости от цели ревизии (проверки) могут проверяться и другие направления финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки.
Согласно статье 10 Закона работники КРС при проведении ревизий (проверок) имеют такие права:
- ревизировать и проверять денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и другие документы, которые подтверждают поступление и расходование средств и материальных ценностей, проводить проверки фактического наличия ценностей.
- беспрепятственного доступа в производственные и прочие помещения для их обследования и выяснение вопросов, связанных с ревизией или проверкой.
- в необходимых случаях опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, а при выявлении подделок, других злоупотреблений изымать необходимые документы на срок до окончания ревизии или проверки, с составлением акта изъятия и копий или реестров изъятых документов;
- получать от банков и других кредитных учреждений необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах объектов проверки (ревизии), а от других предприятий и организаций, в том числе негосударственных форм собственности - справки и копии документов об операциях и расчетах с предприятиями, учреждениями, организациями, которые ревизуются или проверяются.
- получать от служебных и материально ответственных лиц объектов проверки (ревизии), письменные объяснения по вопросам, которые возникают в ходе ревизий и проверок;
- налагать в случаях предусмотренных законом административные взыскания на руководителей и других служебных лиц предприятий, учреждений и организаций;
Как видим, компетенция органов КРС достаточно обширная, и сводится к контролю над правильностью расходования бюджетных средств. Так ли это на самом деле увидим дальше, а пока рассмотрим
Полномочия органов КРС при проверке «бюджетников»
Статья 2 Бюджетного кодекса6 даёт определение бюджетного учреждения – это орган, учреждение или организация созданные органами государственной власти или местного самоуправления, которые полностью содержатся за счет государственного или местных бюджетов. Основными задачами при проведении ревизий (проверок) бюджетных учреждений являются:
- соответствие взятых бюджетных обязательств и выделенных бюджетных ассигнований;
- проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, правильности полноты и достоверности ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
- выявление и проверка сути сомнительных финансовых операций;
- проверка законности и правильности образования и использования централизованных фондов, бюджетного финансирования;
- проверка правильности расчетов затрат на удержание аппарата министерства, другого центрального органа исполнительной власти, соблюдения действующих нормативных актов при расходовании средств на их удержание, обеспечения сохранности государственного имущества.
- проверка состояния расчетов с бюджетом, законности получения доходов, льгот, соблюдения действующего законодательства при изменении формы собственности путем корпоратизации, выкупа, приватизации, законности проведенных операций в сфере внешнеэкономической деятельности.
Статья 116 Бюджетного кодекса даёт понятие бюджетного правонарушения, которым в частности является нарушение участником бюджетного процесса порядка выполнения бюджета или отчета о его выполнении. Участниками бюджетного процесса являются распорядители и получатели бюджетных средств. Под распорядителями понимаються бюджетные учреждения, которые уполномочены на получение бюджетных ассигнований и осуществление расходов из бюджета. К получателям бюджетных средств относятся предприятия и организации которые не имеют статуса бюджетного учреждения, но получают средства из бюджета в виде финансовой помощи или уполномочены на выполнение общегосударственных программ.
Таким образом, на эти субъекты могут налагаться взыскания за бюджетные нарушения в виде прекращения операций с бюджетными средствами и применения административных взысканий к должностным лицам (статья 124 Бюджетного кодекса). Взыскания налагаются решением руководителя органа КРС на основании акта ревизии или протокола о бюджетном правонарушении.
По статье 2341 Кодекса об административных правонарушениях7 налагать административные взыскания могут начальник ГлавКРУ и его заместители, начальники контрольно-ревизионных управлений и их заместители.
Когда КРС может прийти во внебюджетную организацию
Для нас с вами важно выяснить какие предприятия могут контролировать органы КРС. Инструкция к таким субъектам относит :
- предприятия, учреждения, организации - центральные и местные органы исполнительной власти (кроме Администрации Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Службы безопасности Украины);
- бюджетные учреждения и организации;
- казенные предприятия независимо от источников финансирования;
- предприятия и организации, их объединения независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, которые получают (получали в ревизионном периоде) средства из бюджетов всех уровней или государственных целевых фондов, или средства, которые остаются в распоряжении таких субъектов в связи с предоставленными льготами по платежам в бюджет.
Итак, вы определили, что ваше предприятие не является подконтрольным КРС. Может ли сотрудник КРС прийти к вам с проверкой? Да может. Но только со встречной проверкой. Инструкция определяет встречную проверку, как метод документального подтверждения, с целью выяснения реальности, операций и расчетов, их вида, объема и качества, которые осуществлялись между субъектом контроля и его контрагентом, то есть вашим предприятием. Однако как определить в момент визита сотрудников КРС, с какой именно они проверкой пожаловали? В соответствии с Приказом8 представитель контролирующего органа перед началом проверки
должен обязательно сделать запись в журнале проверок, заполняя все
предусмотренные графы (в частности графу „цель и характер проверки”) и поставить свою подпись. Если проверяющий откажется это сделать, то у вас есть основание недопустить его к проверке. Это также будет провомерным если в названной графе проверяющий укажет что проводится иная проверка нежели встречная.
Что касается порядка проведения проверки, то пунктом 1.4. Инструкции определено, что организация проведения ревизии (проверки) регламентируется исключительно Законом и этой Инструкцией. Ревизия (проверка) министерства, другого центрального органа исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации в плановом порядке или по инициативе КРС может проводиться не чаще чем один раз в год. Срок ревизии (проверки), как правило - не более 30 рабочих дней. В отдельных случаях этот срок может быть продолжен, кстати, не определено до каких пределов. Но это касается плановых проверок, а вот по поручению правоохранительных органов ревизия или проверка может быть проведена в любое время.
В соответствии со статьей 14 Закона, органы КРС проводят ревизии и проверки субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности по постановлению прокурора или следователя, вынесенного в ходе расследования уголовного дела. По обращению Прокуратуры, Министерства внутренних дел, Службы безопасности Украины, налоговых инспекций органы КРС проводят ревизии и проверки на подконтрольных предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности. По пункту 1.1. Инструкции9 под обращением правоохранительных органов понимаются постановления следователей или прокуроров, а также требования, поручения или просьбы руководителей органов прокуратуры, МВД, СБУ, налоговой службы и Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины.
Вот исчерпывающий перечень правоохранительных органов и лиц имеющих право обратиться к органу КРС с поручением о проведении проверки и ревизии:
прокуроры (ч.3. ст.20 Закона10);
руководители районных и городских отделений милиции (п.24 ст.11 Закона11);
руководители специальных подразделений МВД по борьбе с организованной преступностью (пп. „в” п.2 ст.12 Закона12) ;
начальники подразделений государственной службы борьбы с экономической преступностью (пп.5 п.5 Положения13);
подразделения налоговой милиции органов государственной налоговой службы Украины (ст.22 Закона14, п.24 ст.11 Закона11);
специальные подразделения СБУ по борьбе с коррупцией и организованной преступностью (пп. „в” п.2 ст.12 Закона12);
следователи и прокуроры в уголовных делах, находящихся в их производстве (ст.66 УПК Украины15);
координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины ( пп.6 п.5 Положения16).
Законодательство чётко не определяет круг вопросов, по которым правоохранительные органы могут поручить органу КРС проверить предпринимательскую структуру. Задача (цель) ревизии или проверки в данном случае определяется органом, который поручил ее проведение. Перечень задач проверок, который приведён в Инструкции, не является исчерпывающим. То есть по сути формулировки задач проверок могут быть различными. Работник, который осуществляет ревизию (проверку), выполняет служебное поручение и непосредственно подчиняется руководителю органа КРС. Документ (акт, справка, докладная записка) о результате ревизии (проверки) передается органу, который дал поручение на её проведение и может в дальнейшем использоваться только этим органом.
Подведём итог. Документ, составленный по результатам ревизии (проверки), проведенной КРС по поручению правоохранительных органов:
не может напрямую использоваться КРС для наложения взыскания;
может в дальнейшем использоваться только тем органом, который дал поручение на проведение ревизии (проверки).
Напомним ещё раз, что органы КРС не имеют права проводить проверки своевременности, достоверности и полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) даже по запросам правоохранительных органов.
Несколько слов скажем о праве КРС останавливать расходные операции по счетам в банках и других финансовых учреждениях, в случаях, когда руководство субъекта проверки препятствует сотрудникам КРС исполнять свои обязанности. Под препятствованием, в соответствии с Порядком17 понимаются действия или бездействие руководства субъекта проверки, которые влекут невозможность выполнения должностными лицами органа КРС на протяжении более одного рабочего дня своих служебных обязанностей, связанных с проведением на законном основании ревизии или проверки, в частности:
недопущение ревизоров к ревизии или проверке;
не предъявление по их письменному требованию необходимых бухгалтерских и других документов;
отбытие руководителя и/или главного бухгалтера в командировку или выход в отпуск без возложения выполнения обязанностей на других должностных лиц объекта, после получения сообщения о начале ревизии (проверки);
не выделение соответствующих специалистов для инвентаризации денежных средств и материальных ценностей.
Приостановлению подлежат все расходные операции по счетам субъекта проверки за исключением операций по уплате налогов и сборов, других платежей в бюджет, а также взысканий по решениям органов которым предоставлено такое право в соответствии с законом.
Существует мнение ГлавКРУ (письмо от 02.09.2002 г. №13-14/1-578) о том, что в случае если субъект предпринимательской деятельности получает средства от бюджетных организаций по гражданско-правовым договорам за предоставленный товар (услуги, работы), то соответственно эти средства являются бюджетными. Такая позиция по нашему мнению является неправильной. Например, это прямо противоречит статье 224 Гражданского кодекса18. То есть если продавец продал свой товар и получил за него деньги, то они уже являются его собственностью, независимо от того, чьи деньги он получил - бюджетные или нет.
Может ли орган КРС налагать финансовые санкции
Статья 10 Закона устанавливает право органов КРС применять финансовые санкции к субъектам предпринимательской деятельности, ссылаясь при этом на пункт 7 статьи 11 Закона «О государственной налоговой службе в Украине». По нашему мнению ссылка на данный пункт не совсем корректна. Во-первых, этот закон определяет статус налоговой службы и её функции, то есть является специальным законом. Во-вторых, в этом пункте идет речь именно о праве налогового органа налагать санкции. Инструкция также указывает на возможность КРС налагать финансовые санкции. Однако Инструкцией оговаривается, что это возможно лишь в рамках компетенции органов КРС. Что такое компетенция? Ни один из нормативных документов посвященных КРС не содержит определения „компетенции”. Обратимся к правовому источнику – Указу Президента19, в котором говорится, что для определения круга полномочий, закреплённых за каждым органом исполнительной власти в соответствии с возложенными на него функциями и задачами, применяется понятие „компетенция”(о компетенции органов КРС см. в разделе „Функции и задачи КРС”, „Полномочия органов КРС при проверке «бюджетников»”).
С учетом всего сказанного нами выше сделаем вывод – финансовые санкции орган КРС может налагать лишь на подконтрольные ему предприятия. Что касается не подконтрольных, то это уже компетенция других контролирующих органов.
ГЛАВНОЕ:
- органы КРС могут проводить лишь встречные проверки не подконтрольных им хозяйствующих субъектов по письменному поручению правоохранительного органа;
- органы КРС не могут проводить проверки полноты и правильности уплаты налогов и сборов даже по поручению упомянутых органов;
- работники КРС могут налагать административные штрафы на должностных лиц подконтрольных им предприятий;
- накладывание финансовых санкций на не подконтрольное предприятие не входит в компетенцию КРС и может осуществляться органами налоговой службы.
Нормативная база:
Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26 января 1993 года № 2939;
Инструкция «О порядке проведения проверок, ревизий Расчётной палатой Украины» утверждена Постановлением Коллегии расчётной палаты от 3 декабря 1999 года № 25-1, зарегистрирована в Минюсте 21 декабря 1999 года №891/4184;
Указ Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23 июля в 1998 года № 817/98;
Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 года №2181-III;
Инструкция «О порядке проведения ревизий и проверок государственной контрольно-ревизионной службой в Украине», утверждена приказом Главного контрольно-ревизионного управления (ГлавКРУ) Украины от 3 октября 1997 года № 121;
Бюджетный кодекс Украины от 21 июня 2001 года;
Кодекс об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 года, с изменениями и дополнениями;
Порядок ведения журнала посещения субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами (Журнал регистрации проверок), утверждён приказом Госкомпредпринимательства от 10 августа 1998 года № 18, зарегистрирован в Минюсте 1 октября 1998 года № 619/3059;
Инструкция «Об организации проведения ревизий и проверок органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине по обращениям правоохранительных органов» утверждена приказом Главного контрольно-ревизионного управления (ГлавКРУ) Украины от 26 ноября 1999 года № 107;
Закон Украины «О прокуратуре» от 5 ноября 1991 года № 1789-XII;
Закон Украины «О милиции» от 20 декабря 1990 года № 565-XII;
Закон Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» от 30 июня 1993 года № 3341-XII;
Положение «О государственной службе борьбы с экономической преступностью» утверждено Постановлением КМУ от 5 июля 1993 года № 510;
Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 4 декабря 1990 года № 509-XII;
Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 28 декабря 1960 года, с изменениями и дополнениями;
Положение «О координационном комитете по борьбе с коррупцией и организованной преступностью», утверждено Указом Президента Украины от 13 мая 2003 года № 402/2003;
«Порядок остановки и возобновления расходных операций предприятий, учреждений и организаций по счетам в банках по представлению органов государственной контрольно-ревизионной службы в Украине», утвержден приказом ГоловКРУ Украины от 11 мая 2002 года № 117;
Гражданский кодекс УССР от 18 июля 1963 года;
Указ Президента Украины «О мерах относительно внедрения Концепции административной реформы в Украине» от 22 июля 1998 года № 810/98.
Богдан Флинта, юрист[/spoiler]
ГЛАВНОЕ:
- органы КРС могут проводить лишь встречные проверки не подконтрольных им хозяйствующих субъектов по письменному поручению правоохранительного органа;
Надіслано Valentin November 19 2013 23:21
#8
Портал сметчиков
...из вырезок инета на наболевшие вопросы:
=========
1. 8/01/12 19:00
Направьте скаргу до ДФІ (ГоловКРУ) Сагайдачного 4 м. Київ на незаконні дії посадових осіб _____облКРУ,
[spoiler]а саме: неналежне виконання ревізором повноважень при проведенні ревізії, в частині доказування правомірності своїх дій при складанні акту ревізії, відсутність законодавчо обґрунтованной аргументації, висновки акту документально не підтверджені, та нормативно не закріплені, та неналежне розглядання зауважень з копиями ваших листів, в якой вимагайте о визнання неправомірними дій ревізорів та скасування результатів ревізії (ст. 13 ЗУ № 2939 та наказ ГоловКРУ від 28.10.2008р №383).
Згідно ст. 12 ЗУ «Про державну контрольно-ревізійну службу в Україні» службові особи державних контрольно-ревізійних служб зобов’язані суворо додержувати Конституції України, законів України, прав та інтересів громадян, підприємств, установ і організацій, що охороняються законом, тому викладення в довідці №_________ від _________ р. недостовірних відомостей та неприйняття нормативно обґрунтованих заперечень від __________ р. є незаконним.
Допомогає без суда.[/spoiler]
=============
2.
ГОЛОВНЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВІЗІЙНЕ УПРАВЛІННЯ УКРАЇНИ
Л И С Т
[spoiler]10.10.2007 N 02-16/1563
Головне контрольно-ревізійне управління України розглянуло звернення та по суті заданих питань повідомляє таке:
1. Відповідно до пункту 4 статті 10 Закону України "Про державну контрольно-ревізійну службу в Україні" органам державної контрольно-ревізійної служби надається право вимагати від керівників підконтрольних установ, що ревізуються, проведення інвентаризацій основних фондів, товарно-матеріальних цінностей, грошових коштів і розрахунків.
Інвентаризація на підприємстві повинна проводитись відповідно до вимог Інструкції по інвентаризації основних засобів, нематеріальних активів, товарно-матеріальних цінностей, грошових коштів і документів та розрахунків, затвердженої наказом Міністерства фінансів України від 11.08.94 р. N 69 (далі - Інструкція). Згідно з пунктом 11.4 Інструкції інвентаризація проводиться робочими інвентаризаційними комісіями, які разом з бухгалтерією підприємства беруть участь у визначенні результатів інвентаризації і розро[Вырезано цензурой!]ють пропозиції щодо заліку нестач і надлишків за пересортицею, а також списання нестач у межах норм природного убутку, оформляють протокол із зазначенням у ньому результатів інвентаризації і висновків щодо них. Протокол в п'ятиденний термін розглядається та затверджується керівником підприємства (підпункт "в" пункту 11.12 Інструкції).
Відповідно до Інструкції про застосування Плану рахунків бухгалтерського обліку активів, капіталу, зобов'язань і господарських операцій підприємств і організацій, затвердженої наказом Міністерства фінансів України від 30.11.99 р. N 291, для обліку цінностей, які тимчасово знаходяться на підприємстві та не є його власністю, призначено позабалансовий рахунок 02 "Активи на відповідальному зберіганні". Облік цих цінностей ведеться за цінами, що передбачені в договорах, приймально-передавальних актах тощо.
Таким чином, рішення щодо визнання лишків приймається інвентаризаційною комісією та затверджується керівником підприємства, а взяття на облік матеріальних цінностей, які знаходяться на підприємстві та належать його працівникам, можливе у разі укладання з ними відповідних договорів.
2. Відповідно до статті 11 Закону України "Про державну контрольно-ревізійну службу в Україні" для проведення позапланової ревізії не потрібне рішення суду у разі, якщо підставою для її проведення є звернення підконтрольної установи або порушення кримінальної справи проти посадових осіб підконтрольних установ, що ревізуються, відповідно до кримінально-процесуального законодавства.
У решті випадків позапланова виїзна ревізія може здійснюватися лише на підставі рішення суду.
3. Згідно з підпунктом "б" пункту 7 Порядку планування контрольно-ревізійної роботи органами державної контрольно-ревізійної служби, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 08.08.2001 р. N 955, однією з основних підстав для включення заходів з проведення державного фінансового аудиту, перевірки державних закупівель та інспектування до планів контрольно-ревізійної роботи органів державної контрольно-ревізійної служби є звернення правоохоронних органів з приводу проведення ревізій та перевірок, які можливо виконати у плановому порядку.
4. Вимоги органів ДКРС є правомірними, так як відповідно до пункту 5 частини першої статті 10 Закону України "Про державну контрольно-ревізійну службу в Україні" органи контрольно-ревізійної служби мають право одержувати від інших підприємств і організацій, в тому числі недержавних форм власності, довідки і копії документів про операції та розрахунки з підприємствами, установами, організаціями, що ревізуються, а згідно з пунктом 12 частини першої статті 10 вищевказаного Закону проводити у суб'єктів господарювання, які мали правові відносини з підконтрольною установою, зустрічні звірки з метою документального підтвердження виду, обсягу і якості операцій та розрахунків, що здійснювалися між ними, для з'ясування їх реальності та повноти відображення в обліку підконтрольної установи.
5. Згідно з пунктом 40 Порядку проведення інспектування державною контрольно-ревізійною службою, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 20.04.2006 р. N 550, керівник, головний бухгалтер та інші визначені працівники об'єкта контролю зобов'язані ознайомитися з актом ревізії та у разі погодження з викладеними у ньому фактами підписати отримані примірники акта. У разі наявності заперечень (зауважень) щодо змісту акта ревізії керівник, головний бухгалтер чи інші особи підписують його із застереженням.
6. <...>
Статтею 22 Господарського кодексу України визначено, що до суб'єктів господарювання державного сектора економіки відносяться також суб'єкти, державна частка у статутному фонді яких перевищує п'ятдесят відсотків чи становить величину, яка забезпечує державі право вирішального впливу на господарську діяльність цих суб'єктів.
Крім того, частиною сьомою статті 11 Закону України "Про державну контрольно-ревізійну службу в Україні" визначено, що органами державної контрольно-ревізійної служби проводяться позапланові виїзні ревізії суб'єктів господарської діяльності незалежно від форми власності за рішенням суду, винесеним на підставі подання прокурора або слідчого для забезпечення розслідування кримінальної справи.[/spoiler]
Заступник Голови С.Бєльчик
=====
3.
КРУ запрашивает информацию в каких случаях есть основания для отказа?
altВ адрес ООО поступило письмо от областного КРУ с запросом о предоставлении информации о взаиморасчетах данного ООО с его контрагентом.
КРУ, ссылаясь на нормы п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о государственной контрольно-ревизионной службе в Украине и п. 6 Порядка проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, просит в течение трех дней предоставить соответствующие данные за три года, а также приложить копии всех подтверждающих такие взаиморасчеты документов. В противном случае КРУ, ссылаясь на нормы п. 26 данного Порядка, грозится провести встречную сверку.
Какими правами наделены данные контролирующие органы по отношению к предприятиям негосударственной формы собственности?
[spoiler]Есть ли основания для отказа в выполнении таких требований?
Что грозит данному предприятию в случае непредоставления запрашиваемой органом КРУ информации?
В своей деятельности органы государственной контрольно-ревизионной службы (далее - ГКРСУ) руководствуются нормами Закона Украины от 26.01.93 г. № 2939-ХН «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» (далее - Закон о ГКРСУ), постановлениями КМУ и прочими ведомственными нормативными документами.
В соответствии со ст. 2 данного Закона основным заданием органов ГКРСУ является осуществление государственного финансового контроля за использованием и сохранностью государственных финансовых ресурсов, необоротных и иных активов, правильностью определения потребности в бюджетных средствах и принятия обязательств, эффективным использованием средств и имущества, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности в министерствах и иных органах исполнительной власти, в государственных фондах, в бюджетных учреждениях и у субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, а также на предприятиях и в организациях, получающих (получавших в проверяемый период) денежные средства из бюджетов всех уровней и государственных бюджетов либо использующих (использовавших в проверяемый период) государственное либо коммунальное имущество (далее - подконтрольные учреждения), исполнением местных бюджетов, разработку предложений относительно устранения выявленных недостатков и нарушений и предупреждения их в дальнейшем.
При этом той же законодательной нормой определено, что государственный финансовый контроль реализуется ГКРС путем проведения государственного финансового аудита, проверки государственных закупок и инспектирования.
Таким образом, действующее законодательство основным объектом контроля органов КРУ определяет использование бюджетных средств предприятиями, получающими средства из бюджета.
Относительно предприятий, которые Законом о ГКРСУ не отнесены к подконтрольным КРС, органам ГКРС предоставлено право:
1) получать от Национального банка Украины и его учреждений, банков и прочих кредитных учреждений необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах объектов, которые ревизуются, а от других предприятий и организаций, в том числе негосударственной формы собственности - справки и копии документов об операциях и расчетах с предприятиями, учреждениями, организациями, которые ревизуются (п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о ГКРСУ);
2) проводить у субъектов хозяйствования, имевших правовые отношения с подконтрольным учреждением, встречные сверки с целью документального подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов, которые осуществлялись между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете подконтрольного учреждения (п. 12 ч. 1 ст. 10 Закона о ГКРСУ). Встречные сверки, проводимые органами ГКРС, не являются контрольными мероприятиями и проводятся на основании направления, выписанного руководителем органа (подразделения) ГКРС (последний абзац ст. 11 Закона о ГКРСУ). Заметим, что в своих разъяснениях Комитет ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности (п. 9 письма от 04.04.05 г. № 06-10/10-354) уточняет, что органы ГКРС вправе проверять сведения (при возникновении сомнений относительно их достоверности), полученные от лица, имевшего правовые отношения с подконтрольным учреждением, непосредственно у данного лица (проводить встречные сверки), даже при условии, что оно не является учреждением, подконтрольным данным органам;
3) проводить внеплановые выездные ревизии (ревизии, не предусмотренные в планах работы органа ГКРС) при наличии такого обстоятельства, как возникновение необходимости в проверке сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с подконтрольным учреждением, если последнее не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа ГКРС в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса (абз. 3 ч. 5 ст. 11 данного Закона). При этом такие ревизии субъектов хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, не отнесенных данным Законом к подконтрольным учреждениям, проводятся органами ГКРС по решению суда, вынесенном на основании представления прокурора либо следователя в целях обеспечения расследования уголовного дела (ч. 7 ст. 11 Закона о ГКРСУ).
Действительно, согласно норме п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о ГКРСУ, на которую ссылается КРУ в своем запросе, органам КРС предоставлено право получать от других предприятий и организаций, в том числе негосударственных форм собственности, справки и копии документов об операциях и расчетах с предприятиями, учреждениями, организациями, на которых проводится ревизия.
Но если в данной ситуации в запросе не указаны обстоятельства, в связи с которыми у контролирующего органа существует необходимость в получении данной информации, либо предприятие, получившее запрос, не проводило никаких взаиморасчетов с указанным контрагентом, являющимся объектом контроля, который ревизуется, - требования о предоставлении информации являются необоснованными. Также это подтверждается непосредственно выводами Главного контрольно-ревизионного управления Украины, изложенными в письме от 01.09.08 г. № 25-18/957, где сказано, что «
если субъект хозяйствования не проводил операции и расчеты с объектом контроля, который ревизуется, -у органа ГКРС вообще отсутствуют основания для направления в его адрес запроса о получении информации» При этом исключительно тот факт, что данное предприятие не является подконтрольным органам КРС, не может служить основанием для отказа в исполнении законных требований указанных органов о предоставлении информации. Если оно является контрагентом подконтрольного данному органу и ревизуемого им учреждения, в результате чего между ними существуют правовые отношения, - у органа КРУ есть основания для запроса информации об этих правоотношениях.
Что касается ссылки областного КРУ в своем запросе на п. 26 Порядка проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденного постановлением КМУ от 20.04.06 г. № 550 (далее - Порядок № 550), об использовании ними права на проведение встречной сверки в случае непредоставления либо предоставления информации в неполном объеме, обращаем внимание на следующее.
Указанный Порядок определяет процедуру проведения инспектирования в министерствах и иных органах исполнительной власти, государственных фондах, бюджетных учреждениях и у субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, а также на предприятиях и в организациях, которые получают (получали в проверяемый период) средства из бюджетов всех уровней и государственных фондов либо используют (использовали в проверяемый период) государственное либо коммунальное имущество, а на основании решения суда - иных субъектов хозяйствования.
Согласно п. 6 Порядка № 550 органы службы по письменному обращению могут получать от органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций информацию, которая касается деятельности и финансового состояния объекта контроля.
При этом какая-либо юридическая ответственность за непредоставление либо предоставление в неполном объеме информации на основании п. 6 данного Порядка ни самим Порядком, ни Законом о ГКРСУ не установлена.
Теперь остановимся на вопросе относительно возможных последствий непредоставления запрашиваемой органом КРУ информации для данного предприятия.
Нормы Указа Президента Украины от 23.07.98 г. № 817/98 «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» устанавливают общее правило, согласно которому в случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с субъектом предпринимательской деятельности, а также если субъект предпринимательской деятельности не представит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня получения запроса, - проводится внеплановая проверка.
Специальное законодательство устанавливает следующее: в соответствии с п. 26 Порядка № 550 с целью документального подтверждения вида, объема операций и расчетов с объектом контроля - подконтрольным учреждением, выяснения их реальности и полноты отражения в учете органами службы могут проводиться встречные сверки у субъектов хозяйствования, имевших правовые отношения с объектом контроля - подконтрольным учреждением.
Для проведения встречной сверки должностному лицу службы предоставляется направление установленного ГлавКРУ образца за подписью руководителя, скрепленное печатью соответствующего органа службы.
Встречная сверка проводится путем документального и фактического исследования вида, объема операции, проведенной между субъектом хозяйствования и объектом контроля - подконтрольным учреждением. По результатам такой сверки составляется справка в двух экземплярах, один экземпляр которой выдается субъекту хозяйствования, который имел правовые отношения с объектом контроля - подконтрольным учреждением, в том же порядке, что и акт ревизии. Второй экземпляр справки приобщается к материалам ревизии.
В случае недопуска должностного лица службы к проведению встречной сверки составляется акт за подписью должностных лиц службы, в котором фиксируется такой факт, и незамедлительно в письменном виде информируются об этом правоохранительные органы для принятия мер, предусмотренных законодательством.
При этом какие-либо меры привлечения к ответственности предусмотрены исключительно для лиц подконтрольного учреждения. Так, согласно ст. 11 Закона о ГКРСУ органы ГКРС имеют право, в частности, налагать в случаях, предусмотренных законодательными актами, на руководителей и иных служебных лиц подконтрольных учреждений административные взыскания (такие меры ответственности предусмотрены ст. 1642 Кодекса Украины об административных правонарушениях); обращаться в суд в интересах государства, если подконтрольным учреждением не обеспеченно выполнение требований об устранении выявленных ревизией нарушений законодательства по вопросам сохранности и использования активов.
Относительно иных предприятий аналогичной ответственности законодательством не установлено, с чем полностью соглашается Главное контрольно-ревизионное управление Украины (см. письмо данного ведомства от 21.05.07 г. № 25-14/373, где сказано следующее:
ч. 17 ст. 11 Закона о ГКРСУ установлено, что встречные сверки не являются контрольными мерами, поэтому административные взыскания к должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, в которых проводятся такие встречные сверки, не применяются).
В завершение отметим, что согласно ст. 2 Закона Украины от 05.04.07 г. № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» действие данного Закона не распространяется, в частности, на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий контроля за соблюдением бюджетного и налогового законодательства, использованием государственного и коммунального имущества, иных видов специального государственного контроля.
На основании вышеуказанного приходим к выводу, что требование о предоставлении информации, изложенное в запросе, будет считаться с превышением служебных полномочий, которыми наделены органы ГКРС в соответствии с действующим законодательством Украины, если в таком запросе не указаны обстоятельства, в связи с которыми у контролирующего органа существует необходимость в получении данной информации, либо предприятие, получившее запрос, не проводило никаких взаиморасчетов с указанным контрагентом, являющимся объектом контроля, который ревизуется.
[/spoiler]
Поэтому, если имеют место именно такие обстоятельства, то на основании ст. 19 Конституции Украины предприятие вправе не выполнять незаконные требования должностных лиц органа ГКРС. В таком случае рекомендуем воспользоваться проектом письма-отказа, содержащемся в приложении к консультации
============
И резюме, рекомендуемое мной всем начинающим руководителям строительных предприятий:
Если уж и засвербело в мошонке создать строй-организацию: запасись архивом Законов Украины и мешком памперсов, чтобы прохожим не видно было, куда и зачем мочишься.
Только тогда ты будешь непобедим и успешен во всем!!!
Надіслано Valentin November 20 2013 10:05
#9
Портал сметчиков
prepod написал(а):
..мы с Вами без работы не останемся. Это уж точно.
НЕ останутся без работы никогда, кому на роду от рождения написано: пахать и пахать.
А вот службу КРУ пора-бы оставить без работы навсегда.
Ибо
содержание подобных нахлебников есть позорищем для нормального цивилизованного государства.
Надіслано bacalavr November 20 2013 12:12
#10
Портал сметчиков
prepod написал(а):
Да и на брудершафт мы не пили, что бы на форуме по имени называть друг друга. Требую применения отчества в посте № 22 и публичного извинения за дерзость и не уважение к моей " светлой" личности.
Извините пожалуйста, не думал, что обращение по имени - дерзость. Я Вас очень уважаю. Правда, к себе прошу аналогичного обращения))))
Надіслано ksilit November 20 2013 12:13
#11
Портал сметчиков
тему почистил. просьба ругаться в личку
Надіслано Valentin November 20 2013 12:16
#12
Портал сметчиков
ksilit написал(а):
тему почистил. просьба ругаться в личку
Да не ругань это.
Европа внесла в Украину дерьмо под названием "права и свободы граждан", т.е. вседозволенность, неуважение всех и вся, хамство и наглость (не видя себя).
Вот и пожинаем плоды ежеминутно.
То ли еще будет!!!
Надіслано bacalavr November 20 2013 12:16
#13
Портал сметчиков
Спасибо, было бы с кем ругаться...)))
Надіслано Valentin November 20 2013 12:18
#14
Портал сметчиков
bacalavr написал(а):
Спасибо, было бы с кем ругаться...)))
Вот первый экземпляр, требующий только к себе уважение!!
Надіслано bacalavr November 20 2013 12:26
#15
Портал сметчиков
Valentin написал(а):
bacalavr написал(а):
Спасибо, было бы с кем ругаться...)))
Вот первый экземпляр, требующий только к себе уважение!!
Экземпляры в музее, не надо путать.....
Надіслано bacalavr November 20 2013 12:32
#16
Портал сметчиков
Valentin написал(а):
bacalavr написал(а):
Спасибо, было бы с кем ругаться...)))
Вот первый экземпляр, требующий только к себе уважение!!
Админ, закрывай и эту тему, все равно человек ничего не поймет.....