Ошибки ДСТУ-Н Б Д.1.1-9-13
Надіслано ksilit 19.10.2013 16:27
Портал сметчиков
По роду своей работы мне приходится внимательно изучать нормативные документы, относящиеся к сметному делу.

Государственный стандарт Украины ДСТУ-Н Б Д.1.1-9-13 это – «Руководство по определению стоимости и трудоемкости работ по перевозке строительных грузов собственным автомобильным транспортом строительных организаций при составлении Договорной цены и проведении взаиморасчетов за объемы выполненных работ».

Данный стандарт вводится в действие с 1.01.2014 г., он приходит на смену ныне действующему (с 1.06.2012) ДСТУ-Н Б Д.1.1-9-11.

Недостатком ДСТУ-Н Б Д.1.1-9-11 является его несоответсвие актуальной (с учетом Изменений от от 24.01.2012) редакции Приказа №43 Минтранса Украины «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Еще один из недостатков этого ДСТУ-Н – отсутствие расчетной формулы по определению нормативного расхода горючего для специальных автомобилей, выполняющих специальную работу при перевозке груза и (или) во время стоянки. Речь идет о нормативном расходе горючего для автобетоносмесителей, цементовозов, автомобилей-цистерн, -битумовозов, -гудронаторов и т. п.

Казалось бы, чего проще: добросовестно переписать в данный стандарт соответствующие пункты из Приказа №43 и - проблема снята. Но авторов нового стандарта потянуло заняться составлением собственных формул, очевидно, с благой целью облегчить нам восприятие технических текстов и формул исходного документа.

1. Известно (как оказалось, не всем), что линейная норма расхода топлива для приведенных в Приказе №43 различных видов автомобилей (кроме автосамосвалов) не учитывает транспортную работу по перевозке груза.
Для таких автомобилей, в том числе и специальных, формула расчета нормативного расхода топлива должна содержать и составляющую, учитывающую и объем транспортной работы по перевозке груза (В формулах Приказа №47 эта работа обозначена как W).

Так вот, в новом ДСТУ-Н Б Д.1.1-9-13 в формуле (10) расчета дополнительных расходов горючего для специализированных автомобилей, выполняющих специальные работы во время движения, или при погрузке и разгрузке во время стоянки, представлен учет расхода горючего только для выполнения этой специальной работы. А вот расход горючего, необходимого для самой транспортной работы, здесь, к сожалению, упустили из вида.

Едод = Ноб х Тоб х [1+0,01 ΣKsc] / 0,01 х [1+0,01 (Кз + Квд + Кін)] , (10)

В этой формуле параметр Ноб (согласно Приказу №43 Ноб это – «норма расхода топлива на работу специального оборудования») лукаво назван авторами ДСТУ-Н как «норма расхода горючего на транспортную работу специального оборудования».

Но специальное оборудование, как его ни называй, никакой транспортной работы не выполняет. Это специальное оборудование, к примеру, перемешивает бетон или раствор при его транспортировке на стройку, подогревает битум при перевозке, закачивает и выкачивает перевозимую воду или гудрон при стоянке специального автомобиля. Нельзя, как говорят, путать божий дар с яичницей!

В соответствующих Приложениях к Приказу №43 числовые значения параметра Ноб приведены для различных специальных автомобилей и они не учитывают расход горючего для выполнения транспортной работы по перевозке самого груза (бетона, раствора, цемента, воды, битума, гудрона и т. п.).

Расход горючего на транспортную работу это – существенная часть его расхода. К примеру, не сложно подсчитать, что при перевозке в черте города 10 т (4,2 м3) бетона на расстояние в 10 км потребуется 2 литра бензина на транспортную работу по перевозке этого груза - в дополнение к его линейному расходу и специальному расходу на работу во время движения (на перемешивание бетона).

Авторы ДСТУ здесь просто несколько промахнулись – им бы из Приказа 43 надо было «облегчить восприятие» формулы (8), предназначенной для специальных машин, выполняющих, в том числе, и транспортную работу, а они уткнулись в формулу (7), в которой речь идет о машинах, не перевозящих грузов (например, об автомобилях-шурфокопателях) и которые совершают полезную работу только во время стоянки.

Неуклюжая попытка авторов выправить ситуацию самовольным переименованием параметра Нобнорма расхода горючего на транспортную работу специального оборудования») нисколько не спасает нас от данной ошибки в ДСТУ-Н – этот параметр в Приказе №43, к сожалению, ничего не знает о благих, но беспомощных, намерениях создателей данного стандарта.

Приведенная в ДСТУ-Н Б Д.1.1-9-13 формула (10) расчета нормативного расхода горючего для специальных автомобилей, выполняющих специальную работу при перевозке груза и (или) стоянке является некорректной.

Наличие в ДСТУ-Н ошибочной формулы (10) это – даже хуже, чем ее отсутствие в предыдущей редакции стандарта.

2. Новизна последней редакции Приказа № 43 это, прежде всего, наличие разветвленного, обширного аппарата поправочных коэффициентов к расходу горючего, учитывающих многообразие возможных условий эксплуатации автомобиля. Таких коэффициентов здесь, если аккуратно их просуммировать, 18 штук. Все они учитываются в составе параметра Кs«суммарного корректирующего коэффициента к линейной норме расхода горючего».

Авторы ДСТУ-Н для чего-то разбили этот параметр Кs на 3 составляющие: Кз (зимние условия), Квд (учет размеров населенного пункта), Кін (все остальные коэффициенты из Приказа №43).
Вместо параметра Кs в расчетных формулах глубокомысленно задействована сумма (Кз + Квд + Кін).

В формуле (9), в которой определяется параметр Едодополнительный расход горючего для самосвалов и самосвальных автопоездов) эта сумма (Кз + Квд + Кін) применена для корректировки параметрпа Нz (норма расхода горючего на маневрирование при погрузке-разгрузке самосвального кузова).

Едод = Hg x Gnp x S + g xSвaн x Hw + Нz /0,01 х [1+0,01 (Кз + Квд + Кін)] , (9)

Затем, подставляя определенный в формуле (9) параметр Едод в основную формулу (7), авторы ДСТУ-Н, фактически, еще раз умножают этот Нz на к-т [1 + 0,001 х (Кз + Квд + Кін)].

Ве = 1/100 х [1 + 0,01 х (Кз + Квд + Кін)] x (En x S + Едод) х Ц , (7)

Умножать – так умножать, как говорили древние греки!

Но в исходной формуле (6) Приказа №43 параметр Нz вообще не умножается на суммарный корректировочный к-т к линейной норме расхода.
Этот параметр Нz, согласно Изменениям Приказа №43 от24.01.2012, зависит только от грузоподъемности автомобиля (Нz = 0,02 х Gв (1)), а в формуле расчета потребности в горючем для автосамосвалов и автосамосвальных поездов (6) он учтен в выражении: + Нz * Z; здесь Z - количество ездок с грузом.

Qн = 0,01 х Hsanc х S х (1 + 0,01 х Ks) + Hz х Z, (6)

Покажем на примере, о чем здесь идет речь.
Допустим, самосвал грузоподъемностью 13,5 т. перевозит строительный груз. В этом случае
Нz =0,02*13,5 = 0, 27 л/рейс.

Пусть условия перевозки груза (согласно ДСТУ-Н Б Д.1.1-9-13 это - сумма [1+0,01 (Кз + Квд + Кін)]) оцениваются коэффициентом 1,5. Тогда, следуя данному стандарту, этот параметр будет в итоге учтен в количестве: 0,27*1,5*1,5= 0,61 л.

Получается 0,61 л вместо нормативного 0,27 л расхода дизтоплива за каждый рейс на маневрирование при погрузке-разгрузке самосвального кузова.

В ДСТУ-Н Б Д.1.1-9-13 формулы (9) и (7) расчета нормативного расхода горючего для самосвалов и самосвальных автопоездов являются некорректными.

Заодно замечу, что в приведенной ранее формуле расхода горючего для специальных автомобилей (10) повторена и ошибка формулы (9). Здесь, работая с параметром Ноб, не следовало умножать его на к-т [1 + 0,001 х (Кз + Квд + Кін)]. Тем более, делать это дважды – при подстановке Едод в формулу (7).

Однако, описанные выше ошибки ДСТУ-Н Б Д.1.1-9-13 – сущие пустяки, по сравнению с ложностью самой методики данного стандарта (авторы напыщенно называют ее «методология»). Но об этом – в последующих сообщениях.

Карп Б. Н.
19.10.13