В инвесторской сметной документации по объекту <гРеконструкция системы отопления хозяйственного корпуса городской больницы», которая была утверждена после проведения государственной экспертизы в установленном порядке, проектная организация применила усредненный показатель для определения размера сметной прибыли в соответствии с п.8 Приложения 12 к ДБН Д.1.1-1-2000, предназначенный для зданий учебных заведений, здравоохранения и отдыха (в том числе, школы, детские сады, больницы, санатории, дома отдыха, физкультурно-оздоровительные комплексы, стадионы, бассейны), в размере 3,38 грнУчел.-ч, а также усредненный показатель административных расходов согласно п.З Приложения 13 к ДБН Д.1.1-1-2000, в размере 1,38 грн./чел.-ч - жилые дома, общественные здания и сооружения (кроме технически или архитектурно особо сложных).
Spoiler: [ПоказатьСкрыть]
Такие же показатели были предусмотрены в согласованной заказчиком договорной цене и в Актах приемки выполненных строительных работ по форме N9 КБ-2в.
При проверке стоимости выполненных работ работники Государственной финансовой инспекции Украины зафиксировали нарушение п. 3.1.18 ДБН Д.1.1-1-2000, которое, по их мнению, заключается в том, что усредненный показатель сметной прибыли для указанного объекта необходимо принимать не 3,38 грн./чел.-ч, а 2,71 грн./чел.-ч, а усредненный показатель административных расходов не 1,38 грнУчел.-ч, а 1,23 гр^чел.-ч, как для объектов ремонта, в результате чего завышена стоимость выполненных и оплаченных строительных работ.
Мы, заказчики работ, не согласны с такими выводами и требованиями, так как вид строительства, предусмотренный проектом и сводным сметным расчетом, - реконструкция, а не ремонт, поэтому применять показатели, предусмотренные для ремонтных работ в данном случае неправильно.
Просим дать разъяснение относительно праеомерности требоеаний работников ГФИ.
В соответствии с действующими правилами определения стоимости строительства, усредненные показатели для определения размера сметной прибыли по видам строительства, предусмотренные пунктами 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 18 Приложения 12 к ДБН Д.1.1-1-2000, применяются при определении стоимости объектов нового строительства, а также объектов реконструкции.
При применении термина «реконструкция» следует руководствоваться положениями Государственных строительных норм Украины «Состав и содержание проектной документации на строительство» ДБН А.2.2-3:2012.
В соответствии с разделом 3 «Термины и определения понятий» данных норм термин «реконструкция» означает:
«3.10 реконструкция
Перестройка введенных в эксплуатацию в установленном порядке объектов строительства, которая предусматривает усовершенствование производства, повышение его технико-экономического уровня и качества изготавливаемой продукции, улучшение условий эксплуатации и проживания, качества услуг, изменение основных технико-экономических показателей (количество продукции, мощность, функциональное назначение. геометрические размеры и т.п.).
Реконструкция предусматривает сохранение элементов несущих и ограждающих конструкций и приостановку на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом или его частей (при условии их автономности).»
В данном случае в названии проектно-сметной документации термин «реконструкция» применен только к одной из инженерных систем - системе отопления хозяйственного корпуса, тогда как реконструкция здания в целом, соответствующая вышеприведенному понятию п.3.10 ДБН А.2.2-3:2012, проектом не предусмотрена (при полноценной реконструкции существующее здание кардинально перестраивается, при этом может иметь место надстройка этажей, пристройка новых объемов, перепланировка помещений, замена всех инженерных систем и оборудования и т.д.).
Именно при определении стоимости реконструкции здания в целом, соответствующей термину п.3.10 ДБН А.2.2-3:2012, могут применяться усредненные показатели, приведенные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12,13,14,18 Приложения 12, а также в пунктах 1, 2, 3 Приложения 13 к ДБН Д.1.1-1-2000.
В данном случае работы по замене или восстановлению системы отопления хозяйственного корпуса подпадают под термин «капитальный ремонт», приведенный в п.3.11 ДБН А.2.2-3:2012, а именно:
«3.11 капитальный ремонт
Совокупность работ, которые предусматривают, вмешательство в несущие конструктивные системы при замене или восстановлении конструкций, инженерных систем и оборудования введенных в эксплуатацию в установленном порядке объектов строительства без изменения их функционального назначения и внешних геометрических размеров в связи с их Физическим износом и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, а также благоустройство территории.
Капитальный ремонт предусматривает приостановку на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом или его частей (при условии их автономности).»
В другом документе, который называется «Примерный перечень услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений» и утвержден приказом Госкомитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 10.08.2004 № 150 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 18.11.2004 за №1461/10060) - см. Сборник «Ценообразование в строительстве» № 2, февраль 2005, стр.71; № 11, ноябрь 2009, стр.59, содержится перечень строительных, санитарно-технических, электромонтажных и других работ, относящихся к текущему и капитальному ремонту.
В частности, к капитальному ремонту систем центрального отопления и вентиляции относятся такие работы:
«2.11. Центральное отопление и вентиляция:
2.11.1.Замена индивидуальных котлов, насосов и вентиляторов новыми.
2.11.2.Замена и установка дополнительных секций чугунных индивидуальных котлов, арматуры и отдельных участков трубопроводов.
2.11.3.Замена приборов отопления, ставших непригодными, установка дополнительных секций и новых приборов отопления.
2.11.4.Замена дымогарных труб индивидуальных котлов.
2.11.5.Замена изоляции трубопроводов.
2.11.6.Замена двигателей для насосов центрального отопления.
2.11.7.Ремонт индивидуальных котлов, бойлеров, электродвигателей, насосов и вентиляторов с разборкой и заменой узлов и деталей.
2.11.8.Установка бойлеров.
2.11.9.Работы, вызванные большими авариями в системе отопления.
2.11.10.Замена трубопроводов центрального отопления.
2.11.11.Устройство центрального отопления вместо печного.
2.11.12.Установка заплат на стальной индивидуальный котел, бойлер, сухопарник, бак.
2.11.13.Замена теплообменника, предохранительных рычажных клапанов.
2.11.14.Установка отсутствующих или замена вышедших из строя вантузов, воздухозаборников с трубопроводом и арматурой.
2.11.15.Замена металлических дымовых труб, стэвших непригодными.
2.11.16.Ремонт или устройство новых фундаментов под индивидуальные котлы и другое оборудование.
2.11.17.Все строительные работы, связанные с капитальным ремонтом или устройством новой системы.
2.11.18.Устройство новых сборных коробов.
2.11.19.Ремонт сборных коробов с заменой участков новыми и их окраска.
2.11.20.Устройство новой, восстановление или переустройство системы вентиляции.
2.11.21.Ремонт и замена калориферов.
2.11.22.Устройство автономного отопления квартир.»
Минрегион Украины письмом от 06.04.2009 № 9/8-457 (см. Сборник «Ценообразование в строительстве» № 11, ноябрь 2009, стр.58; № 11, ноябрь 2012, стр.41) сообщил, что «Примерный перечень услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по
ремонту помещений, домов, сооружений» может быть применен для определения работ текущего или капитального ремонта больниц, учебных заведений, административных зданий по соответствующему решению главного распорядителя средств.
Из вышеизложенного следует, что работы, связанные с системой отопления существующего хозяйственного корпуса больницы, и по терминологии ДБН А.2.2-3.2012, и по номенклатуре работ «Примерного перечня услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений» относятся к капитальному ремонту, при определении стоимости которого применяется усредненный показатель размера сметной прибыли, предусмотренный п. 15 Приложения 12 к ДБН Д.1.1-1-2000 для ремонта жилья, объектов социальной сферы, коммунального назначения и благоустройства в размере 2,71 грн./чел.-ч.
Аналогично, на стадии составления инвесторской сметной документации размер административных расходов для такого объекта определяется с применением усредненного показателя, указанного в Приложении 13 к ДБН Д. 1.1-1-2000, п.4 «Дороги, благоустройство, озеленение, объекты инженерной инфраструктуры (инженерные сети и сооружения) в городской зоне и в сельской местности. Ремонт жилья, объектов социальной сферы, коммунального назначения и благоустройства» в размере 1,23 грн./чеа-ч.
В соответствии с п.4.3 ДБН Д. 1.1-1-2000 на стадии определения цены предложения административные расходы определяются подрядчиком на основании обоснованной их величины и структуры, сложившейся в этой организации за предыдущий отчетный период (год), и загруженности строительной организации. -
Уточненные показатели административных расходов, согласованные с заказчиком на стадии согласования договорной цены, используются при проведении взаиморасчетов за объемы выполненных работ. Возможность уточнение показателей административных расходов в процессе строительства устанавливается договором.
Примеры расчетов административных расходов на стадии определения цены предложения приведены в Сборниках «Ценообразование в строительстве» № 11, ноябрь 2008, стр.118 - 127; № 9, сентябрь 2011, стр.70 - 79.