форми КБ-2в та довідки про вартість не включається, а передається підряднику за окремим актом. Раніше була форма М-15а. У випадку виконання робіт господарським способом роботи виконуються силами та
Відображати в актах давальницьку сировину та матеріали можливо лише при виконанні підрядних робіт шляхом проставляння позначки "поставка Замовника" у вартості матеріалу. Обладнання Замовника до
Ксима, при будь-якому виді виконання робіт КБ-2в не є підставою для списання матеріалів та обладнання. Підставою для бухгалтерського обліку є звіт відповідальної особи (виконроба, майстра).
«Правила определения стоимости строительства» ДСТУ Б Д.1.1-1:2013, пункт 4.4 гласит о том, что все отечественные современные сметные нормы делятся по степени укрупнения на элементные (Ресурсні Елементні Кошторисні Норми, РЕКН) и укрупненные (Укрупнені Ресурсні Кошторисні Норми, УРКН). Пункт 4.6 уточняет, что к УРКН относятся нормы на здания и сооружения в целом, на линейные объекты на заданный измеритель, а также на части зданий, сооружений и линейных объектов, конструкции и виды работ.
В опубликованном в ЦО № 7 «Перечне действующих в Украине сметных нормативов в отрасли строительства по состоянию на 1.06.2015» содержатся 23 государственных норматива и 211 отраслевых. Но ни один из этих нормативов, как оказалось, не является Укрупненными Ресурсными Сметными Нормами. Этих УРКН, впервые упомянутых еще в ДБН Д.1.1-1-2000, и снова объявленных в ДСТУ Б Д.1.1-1:2013, в реальной ресурсной сметной практике нет и никогда не было. Почему же этот явный просчет разработчиков ДБН повторен и в ДСТУ?
Сама идея использования укрупненных сметных норм, как известно, реализована в системах строительного ценообразования многих стран, она, безусловно, конструктивна. Всем, к примеру, очень нужен аппарат использования различных укрупненных ресурсных сметных норм, который позволил бы оперативно конструировать из этих «кубиков» будущие правдоподобные стоимости проектируемых объектов. Это было бы гораздо эффективнее и точнее, чем вынужденно рекомендуемая сегодня Минрегионом (из-за отсутствия УРКН) ориентация на стоимости «объектов-аналогов».
Но дело-то в том, что наши уважаемые авторы ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013, оказывается, по-прежнему не знакомы с возможностями отечественных сметных программных комплексов и продолжают жить сметными реалиями советского периода.
Сметчики СССР, действительно, пользовались государственными Укрупненными Сметными Нормами (УСН). Но те УСН (возьмем, к примеру, широко применявшиеся укрупненные сметные нормы для наружных сетей газопровода) могли быть разработанными и применяемыми только в условиях стабильных цен и соответствующих им стабильных единичных расценок.
Выпуск локальных смет в сегодняшней Украине не возможен без применения компьютера, так как официальных единичных расценок нет, цена работы в каждом объекте строительства рассчитывается заново с учетом постоянно меняющихся цен задействованных ресурсов.
Если в советские времена цена единицы заданного измерителя (строительного объема) каждой УСН была постоянной и эти цены зависели только от состава технических параметров, характеризующих рассматриваемую укрупненную сметную норму, то сегодня такая цена есть функция не только сочетания этих параметров, но и нестабильных цен всего набора ресурсов, задействованных в укрупненной норме. При этом количество возможных сочетаний ценовых факторов, определяющих цену единицы строительного объема укрупненной сметной нормы, стало просто не поддающимся никакой реальной фиксации.
Сама укрупненная сметная норма характеризуется только одним числом – ценой измерителя своего строительного объема. Но в условиях ресурсного ценообразования каждому такому числу должно быть поставлено в соответствие (рассмотрено, согласовано и утверждено) определенное множество ресурсных единичных сметных норм, описывающих одну укрупненную норму. Ясно, что создавать ресурсные сборники подобных норм – задача неподъемная и бесполезная, задача, не соответствующая реалиям современного отечественного строительного ценообразования и сметной практики.
В сегодняшней Украине единственным способом, позволяющим реализовать идею применения укрупненных ресурсных сметных норм, может стать создание компьютерных информационных моделей этих норм, состоящих (каждая) из сотен (и даже тысяч) сметных позиций, с последующей автоматической компьютерной обработкой каждой такой модели, получением искомых цен единиц их строительных объемов и общих стоимостей соответствующих сооружений или их конструктивных элементов.
Однако информационная модель будущей укрупненной нормы не должна быть простым стабильным неизменяемым набором компьютерных образов позиций соответствующей локальной сметы. Требуемое в современном сметном деле количество таких наборов является, практически, не обозримым. Только для укрупненной нормы одного наименования оно равнялось бы числу возможных сочетаний состава своих технических параметров с учетом того, что и каждый такой параметр может, в свою очередь, изменяться с определенным шагом.
Такие отдельные примитивные информационные модели УРКН (наборы постоянных составов сметных позиций, в которых все их количества будут затем просто автоматически умножаться на конкретный строительный объем), имеющиеся в составе некоторых программных комплексов, есть, по сути, попытка воплощения в жизнь архаического пункта 4.6 ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013. Заниматься созданием именно таких примитивных моделей УРКН есть, извините, мартышкин труд.
Вместо самого понятия УРКН в этом ДСТУ должны были бы быть напрямую названы Комплексные Позиции (КП) – те самые, которые уже лет семь как реализованы в программном комплексе АВК-5. Конкретная КП, в отличие от УСН и УРКН, есть, в общем случае, функция не только одного текущего строительного объема, но и набора своих Исходных параметров, позволяющая автоматически генерировать требуемые сочетания сметных позиций, описывающих задаваемый состав и числовые значения этих параметров в сочетании со строительным объемом нормы.
Комплексная Позиция, в отличие от УРКН, моделируемой простым постоянным составом сметных позиций, обладает способностью самостоятельно настраиваться на прямой учет всех ее заданных Исходных параметров. Одна «умная» КП в состоянии заменить сотни однотипных компьютеризованных УРКН. Так, одной КП достаточно для реализации автоматического определения сметной стоимости любых наружных газовых сетей (с разными диаметрами труб подземной и надземной прокладки, разных колен, муфт, тройников, футляров, разной изоляцией, разными грунтовыми условиями, разными газорегуляторными шкафами, разной системой электрохимической защиты и т. п.). Тело каждой Комплексной Позиции – подвижный организм, автоматически управляющийся компьютером и поддерживаемый в актуальном состоянии создавшим ее инженером-сметчиком. Постоянная поддержка созданных ранее КП необходима для оперативного учета в них различных инноваций в строительном деле.
Комплексные позиции, в отличие от завоевавших всеобщее признание фрагментов АВК, создаются не супер-сметчиками, владеющими специальным языком программирования, а обычными инженерами-сметчиками. Создание КП требует только сметных знаний и предполагает ознакомление с определенными несложными приемами, обеспечивающими автоматическую «заморозку» тех избыточных сметных позиций (и даже целых блоков сметных позиций), которые в каждом конкретном случае не соответствуют задаваемому пользователем набору Исходных параметров. Структура КП и методика их составления описаны подробно в документации АВК-5.
Само же применение КП не требует от инженера-сметчика никаких дополнительных знаний – так же, как этого не требовалось при применении Стандартных Фрагментов, разработанных в свое время в АВК-3 (АВК-5). Все КП могут быть легко передаваемыми на машинных носителях информации любому пользователю сметной программы, обладающей возможностью работать с Комплексными Позициями.
Если же говорить об автоматизации строительного проектирования в целом, то именно ориентация на развитую библиотеку КП позволила бы современным проектирующим программным комплексам, определяющим состав и конкретные числовые значения Исходных параметров разрабатываемых ими конструктивных элементов проектируемых зданий и сооружений, выдавать в автоматизированном режиме не только проектную, но и соответствующую ей сметно-ресурсную документацию.
Комплексные позиции, разработанные и затем проверенные квалифицированными инженерами-сметчиками, могли бы стать реальной составной частью государственных и отраслевых ресурсных сметных норм. Наше строительное министерство могло бы планировать и координировать разработку и поддержку специального Фонда этих эффективных, современных элементов сметного дела, выделяя на то целевое бюджетное финансирование – так же, как это делается сегодня в отношении государственных сборников РЕКН.
Пункт 4.6 данного ДСТУ должен быть представлен в следующей редакции:
4.6. К укрупненным сметным нормам относятся Комплексные Ресурсные Сметные Позиции (КРКП):
- на здания и сооружения в целом, на линейные объекты инженерно-транспортной инфраструктуры;
- на части зданий, сооружений и линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, конструкции и виды работ.
Каждая КРКП представляет собой компьютерную информационную модель стоимости отображаемого набора работ и конструируется программно из сметных позиций, конкретный состав и числовые значения которых генерируются в автоматическом режиме в соответствии с числовыми значениями технических параметров и заданного измерителя.
Как только данная редакция пункта 4.6 будет принята в ДСТУ, мы станем свидетелями того, что аппарат работы с КП быстро появится во всех украинских сметных программных комплексах, а через некоторое время - и в других, вражеских (имею в виду - российских) программах, как в них появилась компьютерная форма Отчета М-29, предложенная когда-то в Украине программистом из команды разработчиков АВК-3 (АВК-5).
Вся эта "укрупненка", практически, пуста. Она никогда и не будет наполнена, ибо ее ценовое наполнение в условиях резкой инфляции и никем неконтролируемого бешеного разброса региональных цен на строительные материалы, в лучшем случае, - мартышкин труд. А фактически - шарлатанство чистейшей воды.
Это как раз тот случай, когда на безрыбье и рак - рыба.
В статье же речь идет не о подобных "пособиях", а о способе решения проблемы создания государственных и отраслевых укрупненных ресурсных сметных норм.
Пока эта проблема не будет решена, В Украине будет появляться укрупненка.
Додати коментар
Будь ласка, увійдіть на сайт під власним логіном для додавання коментарів
Это как раз тот случай, когда на безрыбье и рак - рыба.
В статье же речь идет не о подобных "пособиях", а о способе решения проблемы создания государственных и отраслевых укрупненных ресурсных сметных норм.
Пока эта проблема не будет решена, В Украине будет появляться укрупненка.