Чем же объясняется "живучесть" строительства из сборного железобетона при очевидных преимуществах монолитного строительства? Это обусловлено "давлением" созданной в минувшие годы огромной производственной базы. Она жестко диктует условия, если это домостроительный комбинат, где работают 2-2,5 тысячи рабочих. При повсеместном переходе на "монолит" остро встанут вопросы социального плана. Для новых подрядных организаций, которые не имеют развитой и громоздкой производственной базы, использование технологии монолитного строительства предпочтительней по многим соображениям. Производственная база в этом случае сводится к минимуму: нужны товарный бетон, опалубка и арматура, причем арматурный цех создавать не обязательно - во многих случаях арматуру вяжут прямо на строительной площадке.
Отпадает необходимость жестко следовать номенклатуре изделий из сборного железобетона, выпускаемых заводом. Поэтому в руках архитектора появляются практически неограниченные возможности для нормотворчества. В новых экономических условиях большую роль играет также себестоимость возведения объекта, где монолиту пока нет равных. Все это заказчики и проектировщики, умеющие считать деньги, поняли давно. Но вот отказаться от многолетнего привычного проектирования в модульной сетке, безусловно необходимой при использовании сборного железобетона, не хватает либо смелости, либо просто эта мысль не приходит в голову. Следует отметить, что еще в середине 60-х годов (когда сборный железобетон был абсолютом) Госстрой ставил задачу - определить параметры, при которых монолитный железобетон будет наиболее эффективным с экономической точки зрения. Железобетон - композитный материал, состоящий как минимум из двух частей - бетонной смеси и арматуры, имеющих не только разную прочность, но и стоимость. Расчеты, выполненные тогда специалистами ГИПРОТИСа, показали, что для определенных соотношений стоимости разных марок арматурной стали и бетона можно оптимизировать процент армирования в конструкциях в зависимости от формы напряженного состояния (изгиб, сжатие и т.п.) и величины усилий. Но все это было во времена директивных стоимостных показателей. Сейчас у нас рынок и эти зависимости наверняка серьезно изменились. Было бы очень полезно, если бы специалисты и ученые просчитали на основе существующих цен и строительных норм и правил наиболее эффективные проценты армирования различных конструкций. С экономической точки зрения результаты такой исследовательской работы дадут проектировщикам возможность выбирать в монолитном железобетоне оптимальное проектное решение.
Новые строительные технологии помогают экономить С началом активного инвестирования в недвижимость неизбежно начнется и массовое внедрение новых строительных технологий. Некоторые уже прижились, другие только-только завоевывают рынок. Среди новых технологий безусловным и самым известным лидером является монолит. Монолитные дома все больше популярны в последнее время, особенно у тех компаний, которые строят для людей небогатых. У монолита есть преимущества перед панельным домом: первые теплее, поскольку между бетонным блоком и кирпичной обкладкой есть утеплитель - чаще всего это так называемое минеральное волокно; кроме того, кирпичный фасад и смотрится лучше, чем серые панели. Стоимость монолитного дома находится где-то посередине между зданием панельным и кирпичным. Это позволяет монолиту стать весьма перспективным, особенно если учесть, что, с одной стороны, самый большой спрос сейчас на дешевое жилье, а с другой, требования к нему у покупателей все выше. По оценкам экспертов, доля крупнопанельного жилья выросла до 30%. Особенно много таких домов строится в больших городах, где строительная промышленность уже вышла на новый уровень.
Однако самое большое будущее сейчас прочат свободной планировке. Чтобы обеспечить ее, используется такая технология, как перекрытия на несущих колоннах. В домах, построенных по такому принципу, может вообще не быть одинаковых квартир; в них проще создавать магазины, рестораны и прочие коммерческие помещения на нижних этажах. Кроме того, такой дом не будет опасным и в районе с частыми землетрясениями.