В последние месяцы Инпроект добросовестно перепечатывает информацию Минрегиостроя о текущих ценах на основные (их здесь 41 вид) строительные материалы по регионам Украины.
Две цитаты из текста, напечатанного перед таблицам этих цен:
«В случае отсутствия информации о ценах на строительные материалы предприятий-производителей Управлениями капитального строительства предоставляется информация относительно их среднего уровня в регионе.»
«По сообщению Министерства эта информация имеет справочный характер и может служить заказчику и подрядчику ориентиром при определении стоимости строительства на стадии составления инвесторской сметной документации и договорной цены в случаях отсутствия данных относительно цен на отдельные материалы, которые не являются основными на конкретной стройке.»
Еще одна цитата, но уже из ДБН Д.1.1-1-2000:
3.1.10.8 Поточні ціни на матеріальні ресурси приймаються за даними замовника за найменшою вартістю, яка не повинна перевищувати цін, зареєстрованих в Мінекономіки.
Для высокого чиновника, пытающегося оценить работу Минрегионбуда и который не варится ежедневно в нашей строительной кухне определения сметной стоимости строительства, такая постоянная подвижническая работа Министерства представляется нужной и востребованной строителями Украины. Как тут не похвалить нашего Министра!
А вот для грамотного инженера-сметчика здесь все не так радужно. Ему нужны не средние по региону цены, а согласно п.3.1.10.8, цены «найменшої вартості». Значит, пользоваться напрямую этими ценами он не имеет права.
Для того, чтобы при составлении ССР и ДЦ определить, какие из материалов «не являются основными на конкретной стройке», нужно иметь официальное разъяснение, что есть материалы, «основные на конкретной стройке», сколько это процентов от общей стоимости – 80, 85, 90, 95, 99? Ответа на этот вопрос нет и, вряд ли, он будет.
В технике известно правило «20/80». Применительно к сметному делу оно означает, что менее 20-ти процентов из всего списка материалов (менее, чем пятая часть) составляют более 80-ти процентов их общей стоимости. Для того, чтобы в убедиться в этом, достаточно для любой стройки выполнить сортировку таблицы цен материалов «по убыванию стоимости» и, передвигая курсор вниз, наблюдать в правом верхнем углу экрана изменение числового значения процентного отношения накопленной стоимости верхней части таблицы к стоимости всех материалов. При этом соотношение количества материалов, пройденных сверху, к их общему количеству в таблице можно оценить по положению курсора на линии прокрутки таблицы.
Это означает, что заниматься уточнением цены, по крайней мере, двух третей наименований материалов любой стройки есть мартышкин труд и стрельба из пушки по воробьям. Именно эти материалы не являются «основными» для конкретной стройки и состав их явно превышает тот 41 вид, который представлен Министерством.
Вот только, если работаешь согласно ДБН Д.1.1-1-2000, а по-иному на бюджетных объектах нельзя, то не имеешь права пользоваться данными ценами даже для «не основных материалов». А можешь лишь принять их как «справочного характера…ориентир» при блуждании во мраке отечественного строительного ценообразования. Сомнительная, согласитесь, полезность от всей этой потемкинской деревни.
А почему бы Минрегионстрою не затребовать от УКСов не «средние цены в регионе», а именно те цены, которые нужно принимать в сметной документации, т. е. цены «найменшої вартості»?
Вся эта эпопея с Изменением №6 К ДБН в отношении минимально возможных цен материальных ресурсов была предпринята лишь для «галочки» ( глядите, мол, как мы тут отчаянно боремся с кризисом!) и она совершенно не уместна при составлении ССР и ДЦ. Но признать это открыто нашим сметным законодателям просто не хватает мужества. Вот они и придумали назвать средние цены «ориентиром» и сами толком не знают, что же нам, сметчикам, со всем этим делать.
Уверен, Министерство и впредь будет регулярно издавать подобную информацию – а вдруг г-н Азаров все же поинтересуется, как же у нас обстоят дела в строительном ценообразовании? Вот как только он с ценой на бензин разберется, так и примется за производителей стройматериалов. И узнает он из Сборника Инпроекта №3 за 2011 год на стр.116, что, например, в Волынской области краска масляная стоит (с учетом НДС) 5,20 грн. за килограмм, а в Севастополе – 23,00. И, конечно же, отреагирует – полетит голова очередного строительного министра. И только наше Управление по ценообразованию, как всегда, переживет всех своих Министров. А что, цены ведь публикуются!
Показательно, что многие из областных УКСов спокойно позволяют себе не предоставлять Минрегионбуду никакой информации по некоторым материалам. К примеру, в таблице цен цемента нет данных по 15-ти областям и по г. Киеву. Похоже, УКСы не шибко уважают наше министерство. Они ведь сегодня никаким документом не обязаны вести постоянный учет, контроль и официальную публикацию текущих региональных цен на строительные материальные ресурсы. И лишь Ивано-Франковсая областная госадминистрация, единственная в Украине, по собственной инициативе взвалила на себя такую функцию. Правда, информацию о цене цемента не предоставляет и она.
Как же все-таки инженеру-сметчику выходить из создавшегося положения с ценами материалов при составлении локальных смет для строек, финансируемых из бюджета, не нарушая при этом буквы закона?
Последними из официально допустимых цен на строительные материалы, изделия и конструкции были опубликованные Минрегионстроем цены на все ресурсы Стандартной НСИ (подчеркиваю, на все ресурсы) по состоянию на 01.01.2008 г. Пользоваться этими ценами сегодня напрямую, конечно же, нельзя, учитывая произошедшую инфляцию за весь прошедший трехлетний период.
Однако, мы имеем право воспользоваться опубликованными тем же Минрегиостроем (см ЦО №2, стр. 124 и 125) «Индексами изменения рыночной стоимости продукции предприятий строительных материалов…» и «Индексами изменения рыночной стоимости продукций предприятий машиностроения…» и привести эти цены к уровню первого января 2011 г. из уровня цен по состоянию на 01.01.2008 г.
Индексы эти, соответственно, равны: для стройматериалов, изделий и конструкций – 1,44, а для продукции предприятий машиностроения – 1,48.
Официальные цены, опубликованные Минрегионстроем по состоянию на 1.08.2008, будучи умноженными на официальные же индексы изменения рыночной стоимости, есть, по сути, цены на 01.01.2011 г. Их достоверность, в целом, ничуть не ниже достоверности цен 2008-го года (заметим, однако, что и не выше). Кстати, подобное манипулирование индексами является обычной практикой в Российском строительном ценообразовании .
Если же для части материалов конкретной стройки известны и указаны Заказчиком иные, реальные значения текущих цен, то, конечно же, последние и нужно закладывать в локальные сметы. Согласно ДБН, за цены материальных ресурсов стройки отвечает Заказчик, именно он должен их представить. Применив официальные индексы изменения рыночной стоимости, мы можем и помочь своему Заказчику и сделать смету более правдоподобной.
Сметная программа предоставляет пользователю возможность автоматизировать применение любого повышающего коэффициента к целой группе отпускных цен ресурсов. Для этого достаточно в таблице цен выделить все материалы с ценами на 01.01.2008 г., которые необходимо проиндексировать, и указать для них числовое значение общего повышающего коэффициента.
Борис Карп, член коллектива разработчиков ПК АВК-5
30.03.11
|
а то что нормативная база морально устарела процентов на 80?