О размере средств на доплаты за потери времени на проезд до объекта и обратно
Данной затрате в новых «Правилах определения стоимости строительства» (ДСТУ-Н Б Д1.1-5:2013) посвящено более 5 страниц (три – в п.5.3 и две – в Приложении М).
Можно было бы приветствовать желание авторов ДСТУ-Н донести до нас все тонкости расчета этой затраты, если бы…
Рассмотрим формулу (9), определяющую размер средств на доплаты работникам в связи с потерей времени в дороге (Дп).
Дп = (ТСР х Кр + ПОлп х Клп) х Псз х Γ х ТР х Дм ; (9)
Здесь (на языке оригинала):
ТСР - усереднена тарифна ставка робітників за середнім розрядом складності робіт, передбачених у прямих витратах на будівництво, в розрахунку на 1 людино-годину, грн./люд.год;
Кр - кількість робітників, що перебувають в дорозі, люд.;
ПОлп - посадовий оклад лінійного персоналу в розрахунку на 1 людино-годину, грн./люд.год;
Клп - кількість лінійного персоналу, що перебуває в дорозі, люд.;
Псз - показник витрат на загальнообов'язкове державне пенсійне та соціальне страхування;
Г - кількість годин перебування в дорозі від збірного пункту до об'єкта будівництва і в зворотному напрямку, год.;
ТР - тривалість виконання робіт, місяців;
Дм - середня кількість робочих днів у місяці, днів.
Эту формулу можно преобразовать:
Дп = (ТСР х Кр х ТР х Дм + ПОлп х Клп х ТР х Дм) х Псз х Γ;
По представлению авторов, все исходные данные для расчетной формулы могут содержаться в сметной документации и в Проекте организации строительства (ПОС). Так ли это?
Параметр ТСР (усредненная тарифная ставка рабочих по среднему разряду сложности работ, предусмотренных в прямых затратах на строительство) определяется, согласно примеру, через «средний нормативный разряд сложности работ в прямых затратах».
Только ведь, вот беда – ни в ПОСе, ни во всей сметной документации этого показателя нет. Его, если следовать данному ДСТУ-Н, придется как-то определять самостоятельно.
Средние разряды сложности различных работ приводятся в «Ведомости ресурсов стройки», но именно этого интегрального показателя там нет. Есть лишь средние разряды работ, выполняемых рабочими-строителями, рабочими-монтажниками, рабочими, занятыми на управлении и обслуживании машин.
Значит, нам придется самостоятельно рассчитать некий средневзвешенный разряд сложности работ с привлечением соответствующих показателей и трудозатрат строителей, монтажников, машинистов. Этот рассчитанный нами разряд, скорее всего, будет содержать более одного знака после запятой. Определить ставку рабочих по такому разряду тоже не просто – здесь придется заниматься интерполяцией табличных значений ставок, приведенных только для числовых значений разрядов с одним знаком после запятой.
А ведь, будь авторы ДСТУ-Н не так далеки от реальной сметной практики, они бы догадались, что определять этот самый «средний нормативный разряд сложности работ в прямых затратах» здесь нет никакой необходимости вообще.
Для получения усредненной ставка рабочих по среднему разряду сложности работ, предусмотренных в прямых затратах на строительство, достаточно одного простого действия – деления суммарной заработной платы, предусмотренной в прямых затратах, на суммарную нормативную трудоемкость работ. При этом сразу будут учтены все различные рабочие стройки, в том числе и машинисты.
А для перехода от усредненной ставки рабочих к их тарифной ставке, достаточно учесть соответствующий процент, принятый в отраслевом трудовом соглашении, как это и показано в ДСТУ-Н Б Д1.1-5:2013.
Аналогично, одним действием, делением зарплаты в ОПР на соответствующую нормативную трудоемкость, может быть определен параметр ПОлп (должностная ставка линейного персонала).
Все необходимые для определения требуемых почасовых ставок итоговые параметры зарплат и трудоемкостей автоматически подсчитываются во всех сметных программных комплексах и доступны инженеру-сметчику.
Рассмотрим теперь параметр Кр (количество рабочих, пребывающих в дороге). По замыслу авторов, этот параметр должен быть извлечен из ПОС. Только вот дело в том, что на разных этапах строительства количества задействованных ежедневно рабочих, как правило, могут быть разными. Значит, для получения среднего количества рабочих, если руководствоваться ПОС, придется вычислять некое средневзвешенное количество, ориентируясь на продолжительности каждого из этапов строительства. Это – задачка не на две минуты.
Однако, зададимся вопросом, для чего нам нужен этот параметр Кр? Ответ - для того, чтобы, умножив его на общее запланированное количество рабочих дней, получить суммарное количество человеко-дней и, соответственно, количество поездок рабочих до места строительства и обратно.
Общее запланированное количество дней выполнения строительных работ есть произведение параметра ТР (продолжительность выполнения работ, месяцев, - задано в ПОС) на параметр Дм (среднее количество рабочих дней в месяце). При этом, оказывается, что параметр Дм зависит от того, на какие месяцы года запланировано строительство. Какая, однако, высокая точность счета соблюдается авторами ДСТУ-Н!
Только ведь, если немного подумать, то окажется, что для решения задачи определения нормативного количества человеко-дней рабочих, необходимых для сооружения объекта строительства, параметры Кр, ТР, Дм не нужны вообще.
Каков физический смысл имеет произведение Кр х ТР х Дм? Это – ничто иное, как количество человеко-дней, необходимых для выполнения работ.
Но для определения требуемого нормативного количества человеко-дней достаточно … просто разделить известную нам суммарную нормативную трудоемкость работ (она измеряется в человеко-часах) на принятую продолжительность рабочего дня (8 часов).
Действительно, сколько бы ни было задействовано рабочих на стройке и сколько бы дней они ни работали, выполняя запланированные проектом работы, суммарная нормативная трудоемкость работ (а она может измеряться и в человеко-часах и, если нужно, в человеко-днях) остается величиной неизменной, той, которая определена в сметной документации. Обозначим количество человко-дней рабочих через Тр (Тр = Кр х ТР х Дм).
Каждый рабочий один раз в течение рабочего дня (человеко-дня) находится в дороге – его везут на объект строительства и обратно. Произведение ТСР (тарифная ставка) на Тр (общее количество человеко-дней) и на параметр Γ (время пребывания в дороге) есть часть зарплаты рабочих, начисляемая для них как компенсация за потери времени на проезд. Эта зарплата, будучи умноженной на Псз (показатель, учитывающий отчисления на социальные нужды) есть размер средств на доплаты за потери времени в части перевозки рабочих стройки.
Аналогичные рассуждения правомочны и для линейных работников. Здесь нужно лишь определиться, какое количество работников данной категории в процентном соотношении от количества рабочих перевозится ежедневно. Затем по этому процентному соотношению, умноженному на суммарную нормативную трудоемкость в основных затратах, можно определить расчетную трудоемкость для перевозимого линейного персонала в человеко-часах и, далее, расчетное количество соответствующих человеко-дней.
Полученная таким способом трудоемкость работ линейного персонала будет ничем иным, как значением произведения Клп х ТР х Дмформулы 9. Обозначим ее Тлп (Тлп = Клп х ТР х Дм).
Итак, размер средств на доплаты работникам в связи с потерей времени в дороге может быть весьма просто определен по формуле:
Дп = (ТСР х Кр х ТР х Дм + ПОЛП х Клп х ТР х Дм) х Псз х Γ =
= (ТСР х Тр + ПОлп х Тлп) х Псз х Γ;
Дп = (ТСР х Тр + ПОлп х Тлп) х Псз х Γ; (9`)
Кстати, в этой формуле параметр Псз (показатель, учитывающий отчисления на социальные нужды) должен быть не задан, как это показано в ДСТУ-Н (ибо, в общем случае, для различным образом оформленных работников должны применяться и различные показатели отчислений), а рассчитан – делением суммарной по стройке величины этих отчислений на суммарную сметную заработную плату строительства.
Формула 9` будет реализована в соответствующей редакции АВК-5. Как видим, для определения числовых значений всех ее переменных нам не нужен ПОС, достаточно только сметных итоговых данных.
В выходном документе расчета вместо новых идентификаторов Тр и Тлп будут, однако, использованы, соответственно, их исходные комплексные идентификаторы Кр х ТР х Дм и Клп х ТР х Дм – только для того, чтобы у экспертизы не возникало ненужных нам вопросов. Мы ведь все обязаны соблюдать этот государственный стандарт ДСТУ-Н Б Д1.1-5:2013.